Top.Mail.Ru

При подборе компаний в нашу коллаборацию мы столкнулись задачей поиска действующих профессионалов. И мы увидели, что навык «Как узнать настоящего профессионала» сегодня как никогда важен. Вопрос нетривиальный, но все таки мы собрали определенный список критериев. И хотим с Вами им поделиться.

Но прежде… Сначала мы для себя уточнили, а кто нам нужен эксперт или профессионал. Хм.. И сразу вопрос :а в чем же между ними разница? Нам подошел ответ родом из юриспруденции: «Эксперт – это самостоятельная процессуальная фигура. А деятельность профессионала протекает под контролем и руководством вышестоящего лица.»

Т.е. по сути эксперт может быть профессионалом, он просто действует уже автономно, а не работает на кого-то.

По каким критериям можно вычислить профессионала:

  1. Профессионал определяется наличием РЕЗУЛЬТАТОВ! Профессионал в каком-то деле определяется не по ученым степеням, не по количеству публикаций или его умению обрушить на собеседника непонятные слова и термины (в расчете, что тот просто откроет рот от такого великого знания). А только по количеству случаев, когда применяя свои знания, он увеличил или улучшил какие-то важные показатели, справился с ситуацией или получил тот результат, который намеревался получить. И важно, чтобы все достижения  профессионал был готов подтвердить фактами или дать телефоны тех, с кем он раньше работал — чтобы они подтвердили его слова. И тогда можно навести навести справки: когда есть реальные телефоны реальных руководителей компаний, клиентов или пациентов, обязательно звоните и уточняйте про результаты работы этого человека. То есть, у профессионала не будет ситуации, что он рассказал о своих достижениях, а проверить-то не у кого — все уже умерли, или телефоны потеряны, или он удалил контакты, имен и названий фирм не помнит.
  1. Настоящий профессионал хорошо понимает в своем деле. Он всегда может объяснить непрофессионалу, или новичку все простыми словами без терминов, так что новичок сможет это понять и использовать. Профессионал — это не только тот, кто сам владеет ремеслом, но и может этому научить другого.
    Профессионал любит делиться опытом, он спокойно может научить на простом и доступном языке любого желающего своему ремеслу, потому что он уверен в собственной профессиональной недосягаемости. А вот помощники профессионалу всегда нужны. Поэтому он с удовольствием делится с молодыми людьми тайнами мастерства, секретами и «фишками», своими технологиями и производственными методами. Кстати, спросите у профессионала, у кого учился он сам, и вы сможете проследить эффективность и учителя и ученика.
    Что интересно, люди, выдающие себя за авторитетов в какой-то области, но при этом не имеющие реального продукта (то есть выраженного в цифрах улучшения каких-то показателей) всегда будут заваливать других массой терминов, чтобы выглядеть очень высокообразованными и умными авторитетами. Они не могут дать реальных, понятных советов другим. Это происходит потому, что они не практики; у них нет реальных достижений по улучшению каких-то ситуаций; они сами не понимают суть того, что надо сделать, чтобы получить улучшения в какой-то области. Как вы хотите, чтобы он это объяснил, если он сам не знает? А как мы знаем, и попугая можно научить говорить.
  1. Профессионал уделяет внимание мелочам. Выглядит, что у него все получается легко — но это результат кропотливого применения технологии или ноу-хау. Ноу-хау (от англ. know how — знаю как) или секрет производства. Это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.). Ноу-хау может создаваться в процессе опыта, может перениматься у кого-то.
    Вспомните рассказы, как заставляли учиться играть на скрипке Паганини в детстве. Он стал гением в результате кропотливого труда. Посмотрите видеоклипы, например, Дженнифер Лопес. Не всем нравится, как она поет, зато как красиво проработана каждая мелочь в ее облике и картинка вокруг.
    Так же профессионал заметит больше мелочей в любой ситуации, которые будут не заметны или даже нереальны непрофессионалу. Используя все эти мелочи, профессионал будет знать, что делать в каждой ситуации, что на нее влияет, как быстро с ней справиться, как создать совершенство — то есть почти абсолют в каждой детали.
    Это не удача или везение, это именно знание и применение ноу-хау или какой-то технологии делает профессионала профессионалом. Кому-то может повезти раз, но если он не может этого повторить — он не профессионал.

 

  1. После общения с профессионалом не остается неприятного чувства, что вами манипулировали, подвергали скрытому воздействию, наоборот, в общения была создана атмосфера доверия. Атмосфера доверия создается благодаря личностным качествам профессионалов. Эти качества сильно выделяют их из толпы.
    Чем талантливее и профессиональнее человек, тем он проще, мудрее, тем больше у него жизненного опыта и уважения к людям. Профессионал обладает серьезным авторитетом, простые рабочие с места его работы всегда видят в нем друга и защитника, товарища и помощника в проблемах. За это его всегда уважают, никогда не говорят о нем плохо. Профессионал обладает положительным личным обаянием, он в некотором смысле скромный, но по сути своей всегда оптимист. Так же ему присущи такие качества, как честность, гуманность и творческий нестандартный взгляд на многие задачи.
    И еще профессионал всегда отлично владеет словом, может убедить как одного оппонента, так и слушающую толпу, в правоте своих мыслей. Это свое качество профессионал никогда не использует в своих личных корыстных интересах, потому как он на 97% альтруист, гуманный и человечный представитель рода Homo Sapiens.
  1. Хороший профессионал ничего не решает за своего клиента, он просто предлагает качественные пути решения, а выбор этих путей делает человек, обратившийся за консультацией.
    Такой специалист никогда не допустит чрезмерного сближения с клиентом, потому что твердо знает, что такая ситуация не позволит ему выполнять свои профессиональные обязанности.
  1. Профессионал всегда уважительно относится к своим коллегам.
    И он знает своих коллег, уровень профессиональных навыков которых более высок, чем у него. Профессионал откажется от дела, если знает, что кто-то это дело делает лучше, если знает, что не сможет клиенту помочь, или кто-то сделает это лучше, чем он.

Также среди настоящих профессионалов можно встретить профессионалов высокого класса. Какие же у них отличительные признаки?

  • Профессионал знает себе цену, поэтому ведет себя совершенно спокойно – ему ведь незачем доказывать всему миру, что он профессионал. Повторюсь, он всегда уважает всех коллег, корректно и вежливо разговаривает с ними, не вникает в суть личностных конфликтов других сотрудников, если не попросят его совета. Он никогда не влезает в чужие дела, он просто супер-талантливо делает свою работу. Но, если его попросят сделать что-либо, помочь коллективу, он всегда пойдет навстречу.
  • Профессионал очень просто может признать свои ошибки или сказать о том, что он чего-то не умеет. Его отличают легкость в отношении к критике и совершенно искренняя самокритика. Он уверен, что ни одна неприятность не может повредить его репутации, поэтому признание ошибок проходит легко, безболезненно, с грамотным анализом создавшегося положения. Профессионал легко может попросить помощи у коллег, попросить научить тому, в чем сам не очень силен. Он осваивает дополнительные навыки и накапливает новые знания. Он очень любит, когда ему рассказывают что-либо новое.
  • Настоящий профессионал никогда не будет давать гарантию успеха какого-либо проекта, если он занят в проекте не один. Он прекрасно понимает, что он не руководитель проекта и не может отвечать за результат работы всей команды. На свою личную работу он даст любые гарантии, но положительный общий исход дела он обещать не может.
  • Профессионал так же может не стремиться стать руководителем. Он владеет редкими по классности навыками профессии, он уникален и поэтому ценен. Но это совсем не гарантирует, что он будет талантливым руководителем, потому что менеджмент и узкая профессиональная специализация – это совершенно разные вещи. Это важно понимать руководителям бизнеса, и не допускать потерю грамотного профессионала и приобретение плохого руководителя проекта путем перевода профессионала-производственника на должность директора.
  • Профессионал не может без обучения. Это его внутренняя потребность, как дыхание, еда, питье. Если нет возможности ездить на обучающие курсы и мероприятия, то он будет часами сидеть в интернете, в скайпе, заведет себе друзей, таких же профессионалов, из других городов. Он все равно найдет место, где есть информация по его специальности, изучит все новинки и будет использовать в работе. Профессионал всегда найдет коллег, которые имеют более высокий профессионализм, нежели, чем у него. Он обязательно будет с ними общаться любым способом, чтобы учиться у них и приобретать новые знания.
  • Профессионал всегда берет предоплату, но ее размер соответствует расходам на материалы. За работу он ничего не берет, пока нет результата работы. Это происходит по причине стопроцентной уверенности в своих силах, мастерстве, профессиональном уровне. А еще профессионалы умеют разбираться в людях, они видят, кто стремится обмануть их, и не связываются с такими клиентами.
  • Профессионалы, как правило, счастливы в жизни. И у них нормальное здоровье, потому что при высококачественной работе им полагаются хорошие деньги и положительные эмоции. А это залог здоровья тела и души, залог благополучия в семье, качественного отдыха и возможность заниматься своими увлечениями и хобби.

Вот такие аспекты мы подобрали для подбора профессионалов в свою колаборацию. В ее основу мы взяли свой личный опыт общения с настоящими профессионалами своего дела, а также схожие мнения других опытных коллег, которые они официально заявляли в интернет-пространстве.

Хочется также отметить, что профессионал – это не специальность, а образ жизни. Поэтому если профессионал сам не соответствует тем принципам, о которых он говорит, то лучше с ним не иметь дело.

В заключение добавим мнение Михаила Литвака по этому вопросу:

«Выбор специалиста дело сложное, особенно, если вы сами профессионалом не являетесь. Я не берусь сказать, какого специалиста вам следует выбрать. Но я хочу подсказать вам, от какого специалиста вам следует отказаться. Прежде всего, если к нему не лежит душа, то и не стоит с ним иметь дело. У вас все время будет выраженное эмоциональное напряжение. Все его слова и действия вы будете подвергать сомнению. Разовьется внутреннее напряжение, которое сведет на нет все положительное, что исходит от специалиста. 

А вот если специалист вызывает у вас симпатию, это еще не значит, что нужно тут же начинать с ним сотрудничество. После этого еще следует немного подумать. Если специалист чересчур автократичен, настаивает на выполнении всех его требований, не объясняя их смысла, то я сомневаюсь, что он принесет вам какую-нибудь значительную пользу, даже если его советы и рекомендации правильны. Если специалист ставит вам всенепременное условие посещать только его, то лучше с ним не иметь дело. Значит, он не доверяет вам, вашему разуму, умению отличить одно от другого. Но если даже у другого специалиста вам будет лучше, то, конечно, то профессионалу будет обидно, но обижаться он будет на себя, а за вас будет рад. Если специалист утверждает, что только он владеет этим методом, и только он может помочь, то это должно у вас вызвать сомнения. В лучшем случае это добросовестно заблуждающийся человек, в худшем шарлатан. 

Еще несколько предостережений. Не ждите от профессионала радикальных действий и быстрых улучшений, хотя они иногда и могут быть. Профессионал всегда работает на перспективу. В общем, если в процессе ваших контактов с профессионалом ваша жизнь начинает походить на лестницу, по которой вы все время поднимаетесь, то тогда можно сказать, что все идет нормально. В общем, это подъем вверх, как будто вы идете в гору. И даже, если вы скатываетесь, то скатываетесь вперед. То есть у вас появляются неприятности, которых раньше просто не могло быть. Но если в процессе ваших контактов с профессионалом вы ходите по кругу или даже, опускаясь вниз и назад, то лучше расстаньтесь с таким специалистом.

Ничего не принимайте на веру. Если вам непонятны его действия, лучше отказаться от его услуг. Не напрягайтесь, чтобы его понять. Это его святая обязанность сделать так, чтобы вы его поняли. «Истина не в словах говорящего, а в ушах слушающего» — говорили древние. Святая обязанность профессионала сделать вам понятными методы, которыми он воздействует на вас или которыми предлагает вам воспользоваться в процессе самостоятельной работы. Вы должны четко представлять конечные результаты работы, признаки по которым вы будете узнавать прогресс и время, когда дело будет сделано.

Профессионал не боится обучать других. Ведь в процессе обучения других сам начинаешь глубже понимать свою профессию и придумать что-нибудь новое, а твои последователи продолжают делать то дело, которое профессионалу уже стало неинтересным.»

Как вычислить настоящего профессионала?
Илакаи Ромеро Рейес

Илакаи Ромеро Рейес

Стратегический директор Persona Grata Group. Кандидат физ.-мат. наук. Data Scientist. Социальный психолог. Практикующий эксперт в искусственном интеллекте. Популяризатор науки. Тренер и трекер в сфере самореализации личности. Ведет социально-психологические исследования с использованием Big Data и машинного обучения.